Европейский опыт эксплуатации кровель
Площадка:
Строительная компания "ЮВЕС"
Адрес: Украина, Днепропетровск
Если посмотреть на крупный европейский город с самолета, то легко заметить: примерно 60 % его территории занимают крыши зданий. Умные европейцы уже давно умножили дороговизну земли в городе на возможности современных строительных технологий. И пришли к необходимости использования кровель в качестве дополнительных территорий. В Украине их опыт будет совсем не лишним.
Начнем с определений. Эксплуатируемая кровля – это специальная конструкция, предназначенная для передвижения людей или транспортных средств, отдыха, выращивания зеленых насаждений и т.п. Такие кровли позволяют, например, решить проблему создания спортивной площадки или автомобильной парковки в центре города, где нет свободного места.
Главное преимущества эксплуатируемых кровель — они повышают эффективность и функциональность эксплуатации объектов (получается, по сути, дополнительный этаж).
В случае «зеленой кровли» немаловажным является еще и вопрос экологии. Дополнительный плюс таких кровель – покрытие находится под защитой рабочего слоя, и нет проблем с ультрафиолетовым излучением. Кроме того, улучшаются теплотехнические характеристики, поэтому можно применять более тонкий слой теплоизолятора.
Но справедливости ради нужно сказать и о некоторых недостатках эксплуатируемых кровель. К ним относятся: значительные дополнительные расходы, более высокие требования к выбору материалов и монтажу кровельного покрытия (это связано, прежде всего, со сложностью ремонтных работ), повышенные требования к статике кровли из-за большого веса, необходимость постоянного ухода за эксплуатируемой поверхностью.
Эксплуатируемая кровля представляет собой «слоеный пирог». Сверху вниз слои располагаются следующим образом:
Эксплуатируемый слой
Сепарационный слой
Теплоизоляционный слой
Гидроизоляционный слой
Пароизоляционный слой
Слой, создающий уклон
Несущая конструкция
Внутреннее покрытие
Пешеходные кровли
Пешеходные эксплуатируемые кровли делятся на ограниченные и неограниченные в эксплуатации.
Ограниченные. Передвижение по такой кровле допускается только в пределах установленных зон. Для устройства этих зон применяются, как правило, материалы, аналогичные кровельному ковру. Например, на битумной кровле используются специальные битумные материалы, имеющие повышенную устойчивость к статическому и динамическому пробою. Для ПВХ-мембран тоже имеются специальные ПВХ-материалы для эксплуатируемых зон.
Неограниченные в эксплуатации (пешеходные террасы). Есть две основные конструкции, которые сегодня применяются в Европе – классическая система замковых плиток, уложенных на подушку из щебня и система опор (регулируемых и нерегулируемых).
Кровли для движения транспорта
Этот тип эксплуатируемых кровель принято разделять на 4 класса:
для автомобилей до 2,5 т;
для автомобилей до 30 т (обычно это нужно для заезда пожарной техники);
для железнодорожного транспорта (вокзалы с многоуровневыми путями);
вертолетные площадки.
Наиболее популярная на сегодняшний день в Европе конструкция – с применением замковой плитки. Здесь система простая: несущая конструкция, уклон, гидроизоляции, термоизоляция (обычно экструдированный пенополистирол), сепарационный геотекстиль, защитный уплотненный щебень и плитка. Следует обратить внимание, что для устройства такой кровли нужно использовать специальный обработанный фунгицилами щебень. В противном случае в нем прорастут семена растений.
«Зеленая кровля»
«Зеленая кровля» – это декоративный газон, цветник или даже сквер, разбитые на кровле здания. К тому же это еще и прекрасное техническое решение, позволяющее решить целый комплекс проблем, связанных с обитанием человека в мегаполисе. Важную роль живой ковер играет и в конструкции кровли – в качестве теплоизоляции и пожаробезопасности.
«Зеленые кровли» могут быть как плоскими, так и скатными. Есть примеры таких кровель с уклоном до 60°. Конструкция может быть как классической, так и инверсионной. Однако классические применяются редко, так как в них неизбежно встает вопрос защиты гидроизоляции от механических повреждений при садовых работах. В инверсионных «зеленых кровлях» роль защитника гидроизоляции идеально выполняет утеплитель.
Кроме того, «зеленые кровли» принято разделять на экстенсивные и интенсивные. На экстенсивных толщина вегетативного слоя составляет не более 50 мм (травяной газон). На экстенсивных – более 50 мм. Здесь уже можно выращивать цветы, кустарники, деревья.
Сегодня «зеленые кровли» – пока еще диковинка для нашей страны. Но, например, в Париже они уже занимают порядка 15% от общей площади. Так что, судя по всему, за ними будущее.
Сопутствующие товары: